| ЗАСЕЛЕНИЕ
ПРИАЗОВЬЯ.
Как
и любого человека, у каждого селения есть своя судьба, своя история, пусть чем-то
похожая на другие, и все же особенная в своей неповторимости. Местная история,
и ее памятники суть магнит, притягивающий сердце всякого к его родине, которой
они так близки и со всех сторон касаются. Местный житель, кто бы он ни был,
слушая рассказы об отдаленной старине своего края, проникается горячим к нему
уважением и любовью: он сочувствует его бедствиям и радуется его счастью.
Все в мире становится историей, близким
или незапамятным прошлым: слова, дела, войны, постройки, даже природа.
Незаметно исчезают поколения, и глядь, – уже никого нет из современников той
эпохи, которая вчера еще казалось, была вечной, полновластной и обыденной в
своих приметах.
Мы ходим по Щербиновке и редко удивляемся
тому, что приазовские степи издавна были заселены различными кочевыми народами.
2-3 тысячи лет назад обитатели скифы и сарматы, среди которых были предки
славян и русского народа. Это были лихие наездники, скотоводы, значительную
часть своего времени проводившие верхом. Греки называли их, и думали, что
каждый скиф до пояса человек, а дальше конь.
Но затем древние греки ближе
познакомились с этими кочевниками и открыли с ними широкую торговлю. Из Греции
сюда везли оружие, вино, одежду, обувь, ткани, посуду, украшения, различные
предметы быта и все прочее, свойственное культурному образу жизни. Скифы
отправляли в Грецию и греческие города Причерноморья мягкие сорта пшеницы.
Ячмень, просо, бобы, горох, соленое, копченое и вяленое мясо и рыбу, сало, мед,
шкуры, шерсть. Одной из статей торговли были рабы, покупавшиеся греками у
местных князьков.
Все побережье Понта Эвкинского (как тогда
называлось Черное море) и Меотиды (Азовское море) было усеяно греческими
городами – колониями. Хорошо были известны древним грекам Кубань (они называли
ее Гипанис) и степные реки северной части края – Ея (Большой Ромбит), Челбас
(Феофания) и Бейсуг. Это были места богатейших уловов рыбы, которым занимались
и скифы, и греки. Особенно славилась своими рыбными богатствами река Большой
Ромбит.
Скифы, меоты и сарматы оставили заметные
следы своей деятельности, насыпав многочисленные степные курганы. Одни из
курганов – это места захоронения вождей и других знатных лиц, другие же, более
многочисленные и обычно расположенные цепочками, - это сторожевые курганы.
Но стремительно неслись годы, века.
Скифов и меотов сменили другие кочевники- хазары, печенеги, половцы. А затем
нахлынули татаро – монгольские орды Чингисхана и Батыя, и приазовские степи на
долгие времена оказались заселенными татарскими племенами. Сначала эти племена
находились в подчинении Золотой Орды, а затем, после ее распада, оказались во
владении крымского хана.
В
ХIV веке Крымское ханство вошло в состав владений Турции,
а вместе с ними и приазовские степи в турецкое государство. Здесь по -прежнему
кочевали татарские племена, главным образом ногайцы, а турецкие гарнизоны
стояли в немногочисленных крепостях. А некоторые из них проникали и южнее,
селились даже среди кочевников-ногайцев.
Многие крестьяне жили по берегам степной реки, богатой рыбой. Ногайцы называли
ее Яне, или Эя, от русского слова – Иван,
именно потому, что по берегам ее жило много русских людей. А уже русские
переселенцы изменили ее название на Ея.
Когда в 1774 году территория Приазовья
от берегов реки Еи окончательно вошла в состав России по Кючук- Кайнарджийскому
договору от 10 (21) июля 1774 года,
бывшие поселенцы берегов Еи и их потомки целыми обозами вслед за войсками
двинулись на места своего прежнего жительства.
Но так как по ту сторону Еи еще оставались кочевые ногайцы и жить с ними по
соседству было небезопасно большинство возвращавшихся поселенцев временно селились
в Ейском городке (ныне Ей - Укрепление) под защитой войск крепостного
гарнизона.
С 1776 года по инициативе командующего
Кубанским корпусом А. В. Суворова началось строительство крепостей и редутов по
рекам Северного Кавказа. В числе оборонительных мероприятий были построены и
кордоны по степным рекам.
Весной 1783 года перестало
существовать Крымское ханство, все его владения включались в состав России, в
том числе и приазовские степи от реки Еи до реки Кубани.
А в 1788 году правительством Екатерины
2 земли южнее реки Еи и до реки Кубани были отведены образованному из бывших
запорожских казаков и других слоев украинского населения Черноморскому
казачьему войску. А жалованной грамотой от 30 июня 1792 года дарованы Кубанские
земли в вечное владение.
По « Циркулярному приказу кошевого
Чепеги 18 февраля 1794 года Войсковые и полковые старшины, куренные атаманы и
войско во исполнение высочайшей Ее Императорского величества воли… приговорили:
по границе, начав от Ейского града вверх по реке Ея и оттоль до Устьлабинской
крепости и вниз по реке Кубани до Черного моря поселить куренных селений сорок,
о чем дав знать приказываю тебе (т.е. куренному атаману), как уже весеннее время
поспевает, то дабы куренные к жительству свои строения и хлебопашества заводили
в тех самых местах, где какому куреню по жребию под селение достанется.
Селениям объявить, чтобы они для
осмотру показанных мест на первой седмице следующего великого поста в
понедельник со мною ехать сготовившись прибыли до мне…».
Ведя отсчет от дня Пасхи 1794 года,
легко определить, что « первая седмица (неделя) великого поста» - это неделя с
6-го по 12 марта (по новому стилю). В понедельник собрались куренные атаманы со
своими казаками в Карасунском куте (место, где выстроен был потом Екатеринодар)
и потянули жребий. И досталось казакам Щербиновского куреня войска
Черноморского первое место из восьми куреней, спланированных поселить по реке
Ея, по северной границе Черноморского войска.
А место это почти уже год как было
обжито. Здесь располагалась открытая по указанию атамана Чепеги полковником
Письменным 23 марта 1793 года Ейская украинская полковая паланка – центр Ейской
округи – окружной город Ейский, или как его поименовал в своем циркуляре атаман
Чепега – Ейский град, (не путать с портовым городом Ейск).
Если учесть, что тянули жребий
атаманы в понедельник и предположительно, что до устья Еи от Карасуна дня два-
три конного перехода, то прибыли сюда казаки числа 8-9 марта.
Имеются основания утверждать, что
окружной город Ейский находился на месте карантинного редута, то есть в районе
теперешнего кирпичного завода, у шлюзов. А для куренного поселения казаки
выбрали место немного в стороне.
Для главной площади место выбирал сам
кошевой атаман Захарий Чепега. Возвышенность, поросшей травой и терном, суждено
было стать центром куреня. Здесь в 1795 году построена сначала походная, а
потом стационарная деревянная церковь.
Отрыли казаки землянки, поставили
турлучные, крытые камышом хатки и стали обживать новые земли, благо, они
оказались плодородными, плавни богаты дичью,
а воды – рыбой.
В перечне поселений Черноморского
войска от 12 октября 1795 года мы уже не встретим название Ейский град, или
окружной город Ейский.
Перечень этот начинается с поселения
Щербиновского:
« I. Щербиновское. Тут Ейское окружное правление состоит
на реке Ея у Черного брода гать через реку его и мост сделан…»
Мост этот был построен казаками в
1795 году. За проезд по нему взыскивалась плата, которая шла на церковные
нужды. Доход от моста был немалый, так как через курень Щербиновский шли и шли
переселенцы. Небольшая часть их оставалась в курене, другие шли дальше.
Окружное правление, располагавшееся в
курене, обладало полицейской и распорядительной властью, осуществляло
попечительство над начинавшим развиваться в округе хлебопашеством,
строительством мельниц и другими работами по обустройству куреней.
В курене, кроме того, было учреждено
куренное правление, в котором начальствовали: куренной атаман, сельский
смотритель и писарь. Куренному атаману подчинялись все находившиеся в курене
старшины и казаки, он же заведовал делами по военной части.
В 1842 году в Кубанской области
произошли территориальные преобразования. С этого же года курени стали
называться станицами.
Такая вот история образования станицы
Старощербиновской. Замечательное стихотворение Антонины Панкратьевны Правдиной
в полной мере отражает все выше сказанное:
Вот прошло уж
200 лет
Рассказал мне
прапрадед
Как у Еи – у
реки
Поселились казаки.
Сабля, люлька и
чуприна.
Удалой встал
казачина.
Заслонил он
рубежи
Враг долой от них
бежит.
У казаченьки усы
Удивительной
красы,
Шаровары широки,
Шире всей Кубань -
реки.
Край наш славный
основали
Прапрадеды казаки,
Вражьи силы
изгоняли
От родной Кубань
– реки
Вот станицу
заложили
Всю округу
известили,
И на весь крещеный мир
Прогудел казачий
пир.
А теперь мир
целый знает,
Где кубанцы
проживают,
Мы богаты, мы
сильны,
Мы стали житницей страны.
И вот основаны
станицы
Расцветает по сей
день
Наш Щербиновский
курень.
| |